четверг, 4 апреля 2013 г.

Есть иль не есть - вот в чем вопрос! (употребление крови в пищу)

Вопрос: Ветхий Завет говорит нам о чистой и нечистой пище. Какую пищу можно употреблять православным христианам, а какую нельзя?

Различие между чистыми и нечистыми животными существовало давно, еще до Моисеева закона. При Ное это различие уже было: «И сказал Господь Ною: войди ты и все семейство твое в ковчег, ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сем; и всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского; также и из птиц небесных по семи, мужеского пола и женского, чтобы сохранить племя для всей земли, ибо чрез семь дней Я буду изливать дождь на землю сорок дней и сорок ночей; и истреблю все существующее, что Я создал, с лица земли.» (Быт.7:1-4) Чистые животные считались лучшими для пищи и, естественно, лишь лучшие животные считались достойными быть принесенными в жертву.



Когда Господь заключает завет с евреями, в законе, данном Моисею, разделение животных на чистых и нечистых служит, вместе с другими постановлениями о чистоте и нечистоте, для ограждения евреев от уклонения в язычество. Или, лучше сказать, для ломки имеющегося у них языческого сознания. Тут нужно сделать небольшое отступление. А чем, собственно было плохо языческое мышление? А тем, что такое мышление - продукт грехопадения, и затем - продолжительного сознательного отступления от Бога. Краткая иллюстрация этого отступления приведена в трагическом повествовании 4-й главы книги Бытия. Это история роста греха в мире и развития этой смертельной болезни человечества. Каин не желая бороться с пороком зависти и гордыни убивает собственного брата, хотя Господь его от этого предостерегает. И далее мы видим, как под влиянием порока изменяется человеческое сознание. Уже Ламех, пятый от Каина, утрачивает всякое понимание добра и зла. Он горд тем, что убил человека из-за того, что тот причинил ему язву, и юношу за то что тот нанес ему рану! И в современном мире мы видим подобные иллюстрации. Например в некоторых культурах обман считается высшей добродетелью, в других - воровство, в третьих - убийство. Это и есть одна сторона языческого менталитета. И именно для того чтобы поставить всё с головы на ноги, чтобы разделить эти Инь и Янь, Господь вводит Закон с его понятиями добра и зла, чистоты и нечистоты, святости и греха. И чтобы культивировать эти понятия в отдельно взятом народе, Он вырывает этот народ из общения со всем остальным человечеством. Ибо только так можно было приготовить почву для воплощения Слова Божьего.

Итак, евреи в Моисеевом законе уподобляются чистым животным, а язычники – нечистым. Закон и многими другими заповедями, запрещающими смешивать чистое и нечистое, святое и скверное вдалбливает в головы евреев, что зло - это не то что тебе кажется злом, но то, что является злом в Божьем видении. Хотя это усваивается народом мягко говоря сложно. Многими столетиями. И еще долго евреи живут по принципу: "В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым." (Суд.17:6) Но ко времени пришествия Христа понятия чистого и нечистого были твердо усвоены Народом Божьим.

Христианство первыми христианами, которые все без исключения были евреями, осознавалось как исполнение Моисеева закона. И язычники, которые так и продолжали мыслиться нечистыми животными, по началу не имели части в Христианстве. Поэтому Господь, открывая двери благовестия язычникам, показывает апостолу Петру его знаменитое видение: «Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться. И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем, как приготовляли, он пришел в исступление и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные. И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь. Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. Тогда в другой раз [был] глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым. Это было трижды; и сосуд опять поднялся на небо.» (Деян.10:9-16) Лишь после этого Петр осмелился проповедовать язычникам. И то, потом долго оправдывался за это перед апостолами: "И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святаго Духа излился и на язычников, ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога. Тогда Петр сказал: кто может запретить (!) креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святаго Духа? И велел им креститься во имя Иисуса Христа. Потом они просили его пробыть у них несколько дней. Услышали Апостолы и братия, бывшие в Иудее, что и язычники приняли слово Божие. И когда Петр пришел в Иерусалим, обрезанные упрекали (!) его, говоря: ты ходил к людям необрезанным и ел с ними" (Деян.10:45-11:3) и далее.

Первые язычники, к которым было обращено благовестие лишь по необрезанию могли называться язычниками. По уму они уже были скорее евреями, живя в среде евреев и вполне усвоили монотеизм. Однако, когда апостолы начали широко проповедовать среди язычников вопрос обрядового послушания закону встал очень остро, как преграда, мешающая последним приходить ко Христу. Понимая это, апостол Павел не затруднял язычников обрезанием и обязательством исполнять обрядовую часть закона, давая лишь им понятие о добре и зле, грехе и святости. Но с этой его позицией евреи очень не согласились. Именно этой теме и посвящены все послания апостола Павла. По этому поводу и был собран в 50-х годах Собор в Иерусалиме который необходимо рассмотреть детально для того чтобы понять что он действительно предписывает и по какой причине.

Определение этого Собора таково: "Апостолы и пресвитеры и братия - находящимся в Антиохии, Сирии и Киликии братиям из язычников: радоваться. Поелику мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас [своими] речами и поколебали ваши души, говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон, чего мы им не поручали, то мы, собравшись, единодушно рассудили, избрав мужей, послать их к вам с возлюбленными нашими Варнавою и Павлом, человеками, предавшими души свои за имя Господа нашего Иисуса Христа. Итак мы послали Иуду и Силу, которые изъяснят вам то же и словесно. Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы". (Деян.15:23-29) Это запрещение повторяется и в 63-ем Апостольском превиле:Аще кто епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, будет ясти мясо в крови души его, или звероядину, или мертвечину: да будет извержен. Ибо сие закон запретил. Аще же сие соделает мирянин: да будет отлучен. Также механически подтвердил это 67-м правилом Пято-Шестой Вселенский Собор: Божественное Писание заповедало нам воздержатися от крове и удавленины и блуда (Деян. 15:29). Посему, ради лакомствующаго чрева, кровь какого бы то ни было животнаго, каким либо искусством приуготовляющих в снедь, и тако оную ядущих, благоразсмотрительно епитимии подвергаем. Аще убо кто отныне ясти будет кровь животнаго каким либо образом: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен. Но пошло всё с Апостольского собора в Иерусалиме. И для того, чтобы понять произошедшее там нужно рассмотреть сложившуюся там ситуацию.

Собор в Иерусалиме имел два совещания - закрытое и открытое. Павел и Варнава от Антиохийской церкви защищали интересы христиан из язычников от иудействующих христиан. Вопросы были следующие: 1)разделение территорий для миссионерства между апостолами из евреев и язычников и устранение конфликтов между ними,и 2)решение проблеми обрезания и соблюдения обрядового закона. По первому вопросу было достигнуто полное понимание. По второму вопросу решение было "икономическим" и временным. На обсуждении второго вопроса разгорелись нешуточные страсти. Иудеи хотели обрезать Тита, чтобы тем самым создать прецедент. Павел воспротивился и не уступил (Гал 2:3-5). Ап. Петр взял на себя главную роль в переговорах, предчувствуя в каком русле можно было двигалься дальше. Он одобрительно относился к деятельности и учению ап.Павла. И предложил не возлагать на язычников бремя исполнения обрядового Закона. Он высказал основную мысль о спасении благодатию независимо от дел: "Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как и они." (Деян.15:11) После этого Павел и Варнава рассказали об огромном успехе миссии среди язычников и об обильных проявлениях Духа Святаго и поразительных чудесах, которые Бог показал у язычников. Последним взял слово представитель крайнего правого крыла собора - местный епископ и брат Господень Иаков. Он одобрил слова Петра, но решил прийти всё-таки к компромисному решению по вопросу Закона: обращаемых язычников не нужно принуждать к обрезанию, но необходимо призывать их удерживаться от некоторых обычаев, особенно оскорбительных для еврейского благочестия. От употребления в пищу идоложертвенного, задушенных животных и крови, и от любой телесной нечистоты. Что же до евреев, то они не должны оставлять закона, освященного временем. Предложение Иакова существенно отличалось от предложения Петра. Оно предполагало не только свободу, но и ограничение. Однако в главном позиция была отстояна: спасение - не от обрезания. Так благодаря взаимным уступкам церковь пыла спасена от раскола и был положен конец жарким спорам.

Восточная церковь до сих пор придерживается всех постановлений этого Собора в то время как Западная довольно скоро (по крайней мере, по свидетельству Августина,  к v веку) от некоторых пунктов, касающихся пищи отошла. Это было связано с неудобством, а часто и невозможностью проверить покупаемое на рынках. Однако, эта практика также не противоречит священному писанию. Апостол Павел пишет в послании к Коринфянам, что покупаемое на рынке можно есть без исследования. Идол в мире - ничто, и удерживаться от идоложертвенного нужно лишь ради немощной совести братьев. "Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для [спокойствия] совести; ибо Господня земля, и что наполняет ее. Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для [спокойствия] совести. Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, - то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и что наполняет ее. Совесть же разумею не свою, а другого: ибо для чего моей свободе быть судимой чужою совестью?" (1Кор.10:25-29) "Но не у всех [такое] знание: некоторые и доныне с совестью, [признающею] идолов, едят [идоложертвенное] как жертвы идольские, и совесть их, будучи немощна, оскверняется. Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем. Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных. Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное? И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос." (1Кор.8:7-11)

Другое дело постановление о блуде. В античном языческом обществе не было в блуде ничего предосудительного. Прелюбодеяние лишь только потому считалось грехом, что ущемлялись права мужа! Поэтому и ап. Павел так ополчается против блуда в послании церкви пребывавшей в развратном Коринфе! Но блуд и вкушение удавленины - не одного поля ягоды ибо: "Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела... Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать [их] членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело [с нею]? ибо сказано: два будут одна плоть." (1Кор.6:13-16)

Вот и решайте: есть иль не есть?!

Комментариев нет:

Отправить комментарий