понедельник, 22 октября 2012 г.

Молитва своими словами: pro et contra

У протестантов к нам, православным, много претензий. Между прочим нам в вину ставят то, что мы молимся "заученными молитвами". Сразу скажу: нам немилосердно льстят. Во первых, я бы действительно хотел знать наизусть все те молитвы, которыми я молюсь, но, к сожалению, память пока не в силах удержать такое количество информации. Во-вторых же, то, что у нас часто и правильно называется словом "вычитывать", очень мало общего имеет с молитвой. Особенно в тех объемах, которые предусматривает собой, например, традиция подготовки к Причастию священнослужителей, а именно: Малое повечерие с тремя канонами и акафистом непреложно, каноны и молитвы ко Св. Причащению, молитва Амвросия Медиоланского. Всё это при нормальном темпе занимает часа четыре. Плюс утреннее и вечернее правило. Но когда ты на неделе каждый день служишь литургию, то времени уже ни на что не остается. И вот, то что,  нужно бы читать четыре часа, прочитываешь за час-полтора, да и притом во время вечернего богослужения. Естественно при такой скорости и, зачастую, понуждению себя к молитве, получается именно "вычитка" молитв. Не предстояние перед Господом, не назидание словами, а простая "галочка" в клеточке "прочитано".


Но и те молитвы, которые мы можем назвать заученными, также часто читаются механически, часто даже и без вознесения мыслей к Богу. Например, молимся мы с детьми на ночь. Читаем обычное начало и пару молитв. При этом пении молитв каждай думает о своем. Я - о том, что дети крутятся и безобразничают, дети не знаю о чем, но явно не о Боге и не о словах молитвы. Бывает даже правило прочитал, а о Боге и не помыслил. И в этом, действительно, соблазн чтения молитв. Недаром и в каждом молитвослове содержится такое указание: "стань благоговейно, представляя себя пред Всевидящим Богом...затем немного подожди, пока чувства твои не придут в тишину и мысли твои не оставят всё земное, и тогда произноси следующие молитвы, без спешности и со вниманием сердечным". Святой Феофан затворник пишет: "Приступая к молитвословию, когда бы то ни было, постой немного, или посиди, или походи и потрудись в это время отрезвить мысль, отвлекши ее от всех земных дел и предметов. Затем помысли, Кто Тот, к Кому обратишься ты в молитве, и кто ты, имеющий начать теперь это молитвенное к Нему обращение, и возбуди в душе своей соответственное тому настроение самоуничиженного и проникновенного благоговейным страхом предстояния Богу в сердце. В этом все малое, но не малозначительное приготовление: благоговейно стать пред Богом в сердце. Здесь - начало молитвы, а доброе начало - половина дела." Более того скажу - без этого и молитва - не молитва. А именно это приготовление и есть молитва своими словами, а то и даже без слов. Всякая молитва - именно и есть предстояние пред Богом. А помышление о том Кто есть Бог - это величание Бога. Поэтому неправы протестанты, говоря, что мы не молимся своими словами. Мы молимся, и, более того, понимаем, что без этого не может быть настоящей молитвы. Просто мы сами себе не отдаем в этом отчета. 

А если бы отдавали, то извлекли бы из этого большую пользу. Во-первых, это помогло бы нам обогатить нашу "подготовку" к правилу, потому, что есть определенная схема построения молитвы. Во-вторых, это бы предохранило нас от извращенного понимания молитвы, которое часто имеет место даже в умах наших, воцерковленных православных христиан. А извращение заключается в понимании молитвы как какого-то заклинания, как некоего кода от "небесного кодового замка", при наборе которого на небе что-то щелкает. 

Теперь скажу и об оборотной стороне молитвы "своими словами". Не смотря на то, что она помогает и сосредоточить внимание на молитве, и излить, действительно, те желания, мысли и чувства, которые тебя в данный момент наполняют, и исповедать именно те грехи, которые ты совершил, а не просто механически прочитать список всех возможных грехов, и благодарить именно за то, что ты видел и осознал в своей жизни; не смотря на всё это без молитвенного правила человек также обречен на молитвенное угасание. Почему? Потому что человек - существо нищее и убогое. На раз и два его хватит вдохновенно помолиться, но если регулярно молиться ТОЛЬКО своими словами, то убожество и однообразность собственной молитвы начинает отбивать всякое желание молиться. К тому же своя молитва по времени бывает краткой. Ну пять, ну пятнадцать минут. А молиться часто хочется дольше. И поэтому человек, в данном случае я говорю про протестанта, начинает пороть всякую чушь: советовать Господу как Ему поступить в той или иной ситуации и т.п. К тому же получается, что обличая православных в том, что мы молимся одними и теми же молитвами, сами они также молятся одними и теми же словами!

Итак, советую всем молиться перед исполнением своего молитвенного правила своими словами! Как научиться это делать? Только брать и тренироваться! Это легко сделать, зная из каких составляющих складывается молитва. Вот эти составляющие вкратце:
1. Призывание Того, кому молишься, напр: "Отче наш, Сущий на небесах," "Господи, Иисусе, Христе" и т.п.
2. Величание Бога (размышление при обращение к Богу о Его величии). Напр: "В начале Ты, [Господи,] основал землю, и небеса - дело Твоих рук; они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся; но Ты - тот же, и лета Твои не кончатся." и т.п. то есть осознание того, Кем Бог является.
3. Благодарение: "Явил Господь спасение Свое, открыл пред очами народов правду Свою.
 Вспомнил Он милость Свою [к Иакову] и верность Свою к дому Израилеву. Все концы земли увидели спасение Бога нашего." то есть осознание того, что Он сделал как нам лично так и нашему народу.
4. Исповедание: обычное признание своих грехов, воспоминание, осознание того, чем огорчил Господа прошедшим днем. Кстати, помогает помнить грехи для исповеди перед священником.
5. Прошения. Господь сказал: "Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна. (Иоан.16:24)", и также благословил просить о насущном хлебе, поэтому не будем стеснятся открывать свои желания перед Господом, НО нужно помнить, что Он знает, в чем мы действительно имеем нужду прежде нашего прошения. И здесь дерзновение.
6. Ну и в заключение, снова призывание имени Божьего: "Во Имя Сына Твоего, Господа же нашего Иисуса Христа," или "Во имя Отца и Сына, и святаго Духа" и т.п.

Вот вкратце и вся схема молитвы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий