среда, 24 октября 2012 г.

жестокость в Ветхом Завете (статья в приходской листок)

Вопрос: При чтении некоторых ветхозаветных книг бросается в глаза обилие жестокости. Причем не только по отношению к израильскому народу, но и со стороны последнего. Нередко инициаторами резни, вплоть до геноцида, являются почитаемые святые пророки. Их  действия продиктованы Богом. Как это понимать? Более того, как это соотносится с учением Евангелия, ведь Господь один и тот же в обоих Заветах? 

Ответ: Вопрос жестокости в Ветхом Завете - вопрос трудный и острый. Но труден он не столько для понимания, сколько для принятия. Настолько труден, что с ранних времен существовали ереси, которые даже утверждали, что Бог Ветхого Завета и Бог Нового Завета - два разных Бога. Древние гностики ошибочно утверждали, что Бог Ветхого Завета - диавол. 


Да, не все тексты Ветхого Завета можно перетолковать, как стих псалма: "Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень! (Пс.136:9)". Например, повеления о Ханаанских народах, которые Господь повелевал уничтожать полностью: "Когда введет тебя Господь, Бог твой, в землю, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею, и изгонит от лица твоего многочисленные народы, Хеттеев, Гергесеев, Аморреев, Хананеев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев, семь народов, которые многочисленнее и сильнее тебя, и предаст их тебе Господь, Бог твой, и поразишь их, тогда предай их заклятию, не вступай с ними в союз и не щади их (Втор.7:1,2)". Видимо такие повеления и названы в вопросе геноцидом. 

Итак, что же можно сказать? Заклятие на истребление является выражением Божьего долготерпения и праведного суда. Да-да, именно долготерпения, ибо целых 430 лет Он томил народ Израильский в рабстве Египта, ожидая когда исполнится мера беззаконий хананеев: "И сказал Господь Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет, но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут [сюда] с большим имуществом, ... в четвертом роде возвратятся они сюда: ибо мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась. (Быт.15:13-16)" Другие же народы Господь погубил без содействия рук как то: допотопный мир и Содом с Гоморрой и окрестными городами. И это  в очередной раз иллюстрирует Ново-Заветние строки: "Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого? (Иак.4:12)" и "...иначе как Богу судить мир?
(Рим.3:6)"

Для чего это нужно? Для того чтобы нам за Ново-Заветним образом Бога-Любви не забывать, что Он ещё и Судия. Что Он сметает целые народы и не жалеет даже Свой народ, когда тот начинает грешить. Тому пример трехкратное уничтожение самого Израиля как государства Ассирией, Вавилоном и Римлянами. Причем все это также было предсказано через пророков. 

Далее, повеление "геноцида", при заповеди "не убий" ставит войну на одну ступеньку со стихийными бедствиями. Поэтому и отношение к войне у Православной Церкви соответствующее. И это наш ответ пацифистам! И вот как это соотносится с Евангелием: Христос нигде не отменяет роль Бога как Судии, а наоборот - подчеркивает! Как Он соделал все для спасения верных, так и Сам становится мечем над головами неверных.

1 комментарий:

  1. Светлана:
    Вам на нашем сайте оставили комментарий на вашу статью. Можете ответить, если хотите.
    http://slavabogu.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=400

    ОтветитьУдалить