суббота, 1 декабря 2012 г.

Видеть Бога

Моя рубрика "Вопрос священнику" в приходской газете.

Вопрос:
В Книге Исход (гл. 24 ст. 9-10) говорится: «Потом взошёл Моисей и Аарон, Надав и Авиуд и семьдесят из старейшин Израилевых, и видели Бога Израилева…».  В Книге Судей (гл. 13 ст. 22) сказано: «И сказал Маной жене своей: верно, мы умрем, ибо видели мы Бога. В Евангелии от Иоанна (гл. 1 ст. 18) Господь сказал: «Бога не видел никто никогда».
Как объяснить эти противоречия? Если Иисус говорит, что Бога никто никогда не видел, то кого видели Моисей, Аарон, Манной и прочие?
Ответ:
При чтении Священного Писания, а особенно Ветхого Завета нужно всегда помнить что это всё писалось для людей с очень по разному развитым умом, религиозным восприятием и языком. Даже греческий язык, с его разработанной философской терминологией бывает бессилен передать и описать то, что касается небесных материй! Апостол Павел писал: "Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли - не знаю, вне ли тела - не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке ([только] не знаю - в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать." (2Кор.12:2-4). Бога действительно не видел никто никогда таким, каков Он есть, ибо Бог - вездесущий, невидимый человеческими очами Дух. Однако, не каждый человек может понять, что Бог есть Дух. Однажды одному монаху в египетской пустыне объяснили, что у Бога нет тела, подобного человеческому. Монах заплакал и сказал, что сегодня у него отняли Бога. Эта иллюстрация наглядно показывает, насколько ум человека ограничен в восприятии божественного. Наши возможности объять умом Божественную природу настолько же немощны, как и возможности этого монаха. Или, точнее, эти возможности совсем лишь немного большие. Для веры тех людей (Моисея со старейшинами, Маноя и т.д.) нужен был видимый образ чтобы уверовать в Истинного Невидимого Бога. И то, что они видели - был лишь образ, своего рода икона. Более понятным Исх24:9-10 окажется если проитать другое место книги Исход: "И сказал Господь Моисею: и то, о чем ты говорил, Я сделаю, потому что ты приобрел благоволение в очах Моих, и Я знаю тебя по имени. [Моисей] сказал: покажи мне славу Твою. И сказал [Господь]: Я проведу пред тобою всю славу Мою и провозглашу имя Иеговы пред тобою, и кого помиловать - помилую, кого пожалеть - пожалею. И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых. И сказал Господь: вот место у Меня, стань на этой скале; когда же будет проходить слава Моя, Я поставлю тебя в расселине скалы и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду; и когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а лице Мое не будет видимо.(Исх.33:17-23)"
После того, как Моисей со старейшинами"видели" Бога на горе, он всё равно просит Видеть Господа, следовательно понимает, что видел не Бога, а видение. На это Господь говорит, что невозможно человеку видеть Бога и не умереть. Из чего мы заключаем две вещи: что ветхозаветные праведники видели Бога не по существу, а только видение, и что Бога не видел никто никогда.
Но как же понимать тогда слова Спасителя: "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. (Матф.5:8)". То есть человек будет способен видеть Бога, только чистым сердцем, то есть избавившись от греховного повреждения. Адам после грехопадения уже не видел Бога, а только слышал Его голос. Для того Христос и умер, и воскрес, чтобы восстановить природу человека, сделать его чистым сердцем. И в этом - наша христианская надежда - видеть Бога.

3 комментария:

  1. А я думала, что цитата "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Матф.5:8)" относится к тем людям в сердце которых Бог постучал "Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр3:20)" и они открыли двери сердца своего и пошли за Ним,(т.е.оставили свои мирские замашки, друзей алкоголиков,бары, дискотеки,фитнес-клубы, SPA-центры, бани, сауны и поляны с дьявольскими напитками)и пошли в Церковь Христову и переосмыслили свое отношение к жизни и теперь служат не маммоне, а Богу.

    ОтветитьУдалить
  2. Да, это и есть чистые сердцем))) только чем вам фитнес клубы не угодили?

    ОтветитьУдалить
  3. Слава Богу, что я фитнес-клубы никогда не посещала, считаю это пустой тратой времени, есть дела на Земле куда более полезней, ну а когда взяла впервые в руки библию и прочитала "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят" (Матф.5:8), то пробудилась,подумала, что не такое уж и грязное у меня сердце раз я узрела. Хотя в писании написано, что Он находит нас...

    ОтветитьУдалить