суббота, 10 ноября 2012 г.

Рождение от воды и Духа


Вчера на кружке читали беседу Христа с Никодимом, и между прочим о рождении от воды и Духа. Признаюсь, это место Писания всегда было трудно для моего понимания. И те толкования на него, которые мне попадались, не удовлетворяли меня. Протестантские толкования выглядели, в основном, как уход от разъяснения трудного места; православные толкования не отвечали на некоторые вопросы. Ну вот, настало время попробовать-таки внести хоть какую-либо ясность.
Итак, вот отрывок Писания, с которым нам предстоит работать:
 Между фарисеями был некто, именем Никодим, [один] из начальников Иудейских. Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог. Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа. Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть? Иисус отвечал и сказал ему: ты - учитель Израилев, и этого ли не знаешь? Истинно, истинно говорю тебе: мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете. (Иоан.3:1-11)

Для того, чтобы понять общий ход мысли нужно сделать несколько замечаний. 
1. Никодим - богатый и знатный человек, член синедриона (Иудейского органа правления, куда входили только знатнейшие евреи), фарисей (т.е. человек, всю свою жизнь посвятивший изучению и исполнению закона) приходит к Иисусу. 
2. Он делает это ночью, т.е. тайным образом, не желая до времени афишировать свой интерес к Иисусу. 
3. Он признает Иисуса учителем. Причем учителем, которого послал Бог. 
4. По всей видимости он хочет испытать: не Мессия ли этот учитель. Поэтому он и заводит разговор именно о том, кто такой Иисус и о Его делах (чудесах).
На что Христос ему отвечает не совсем то, что тот ожидает услышать. Он не говорит Никодиму сразу, что Он - Христос, Он скажет об этом немного погодя. А сейчас Иисус его подготавливает. Поэтому заявление Его звучит неожиданно: "если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия"! Иными словами: "Если ты не родишься свыше...", ибо слово "кто" включает в себя и Никодима. Он говорит о царстве Мессии, что не каждый туда сможет войти, и что войдут туда только возрожденные люди. Возрождение для Никодима не было чем-то совершенно неслыханным. В иудаизме, когда человек принимал иудаизм, он считался как бы заново родившимся. Причем, даже до такой степени, что и все родственные его связи теперь считались недействительными. Также и в языческих мистериях того времени человек считался рожденным заново. Но Никодим, кажется, не готов принять такого поворота дел. Как может он, фарисей, учитель Израилев, унизится до положения язычника, входящего в народ Божий?! Поэтому он и проясняет ситуацию: может быть Иисус не это имел в виду: "как может человек  (читай "как могу я") родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? " На это Христос повторяет с пояснением, что нужно родиться "воды и Духа", и что к рождению по плоти это не относится ("Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух"), а это - вопросы духовные. Очевидно, что для Никодима слова "родится от воды" должны были быть понятными, вызывать какие-то ассоциации. Потому что, когда он в очередной раз "включает" непонимание, Господь  уже упрекает его довольно жестко: "ты - учитель Израилев, и этого ли не знаешь? Истинно, истинно говорю тебе: мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете." Ключевое слово в этом отрывке есть местоимение "МЫ" и его форма "НАШЕГО". Поскольку Сын Человеческий не имеет обыкновения говорить о себе во множественном числе, очевидно Он говорит Никодиму о Себе и о другом пророке гремевшем в то время по всей Иудее, т.е. об Иоанне Крестителе. И образ воды должен был быть очень понятным, потому что как раз на это время приходился пик служения Предтечи, и со всей страны к нему сходились люди для крещения. И это новое понимание крещения, как нового рождения, как символ перемены образа мыслей (т.е. покаяния) было у всех на слуху. Поэтому Христос и говорит в такой решительной и жесткой форме, упрекая Никодима, хотя, конечно и не так грубо ка это делал Иоанн: "Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? сотворите же достойный плод покаяния" (Матф.3:7,8). А говорит не так грубо потому, что Никодим не спешит, как прочие фарисеи отрицать Его, но признает Иисуса учителем пришедшим от Бога.
Таким образом, когда Иисус говорит о крещении Иоанновом, Он подразумевает покаяние и очищение, ибо Иоанн крестил крещением покаяния (Деян 19:4). Таким образом, когда мы читаем о рождении от воды, нужно понимать, что это - в первую очередь покаяние, имеющее форму крещения. Отчего так незамедлительно крестились водой все покаявшиеся в книге Деяний св. апостолов? Потому что крещение это и есть символ покаяния: "Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа. (Деян.2:38)" 
Только ли в крещении дается прощение грехов? Неужели тем, кто не успел креститься, но веровал всем сердцем, не будет спасения, не войти в Царство Божие? Как спасся разбойник на кресте? Как спасся мученик Уар, и множество других людей, не имевших времени или возможности креститься? Поэтому, все-таки, я считаю, что под словами рожденный от воды - это человек уверовавший в Иисуса как в Бога и Мессию, и возродившиеся в покаянии. 
Таким образом Христос от Никодима требовал только веры и покаяния. То же самое требуется и от современного человека. 
Далее, мы совершенно точно знаем, что такое Царство Небесное. Это такое состояние души человека, когда там царствует Христос. И делает Христа Господином Своего сердца человек в покаянии. Крещение же - это соединение покаяния с жизнью человека. Что оно значит? Для чего служит? Для чего практикуется исповедь перед крещением? И поможет ли крещение человеку, который всю жизнь прожил во грехе, оставаясь оглашенным, а перед самой смертью окрестился? Если в крещении автоматически смываются все грехи? Что такое крещение Духом Святым? На эти и другие вопросы мы постараемся ответить в следующем сообщении! ;)

Комментариев нет:

Отправить комментарий