вторник, 16 октября 2012 г.

Длинные волосы - что говорит Писание?

Недавно на меня повесили рубрику "Вопрос к священнику" в приходском листке Предтечинского храма. Вот вопрос, который выйдет в следующем номере:


Вопрос: Неотъемлемой частью внешнего облика православного пастыря считается ношение бороды и длинных волос. Насколько это правомочно с точки зрения канонов и почему, если это так?    
Ответ: Насколько мне известно, каноны не оговаривают длину волос на голове. Однако в Священном Писании содержатся несколько указаний на этот счет. Самое первое и самое, наверное, яркое и известное "повеление" содержится в Первом послании ап. Павла Коринфянам 11 главе: "Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него". Руководствуясь этим вразумлением апостола, многие сектанты утверждают, мужчина не имеет права отращивать волосы. Более того, даже Самого Христа они изображают на картинках коротко стриженым! 

Однако, если внимательно посмотреть Св. Писание картина вовсе не предстает такой однозначной! Во-первых, вспомним установление назорейства: "Во все дни обета назорейства его бритва не должна касаться головы его; до исполнения дней, на которые он посвятил себя в назореи Господу, свят он: должен растить волосы на голове своей. ...во все дни назорейства своего свят он Господу." (Чис.6:5,8) И как пример такого назорейства длинные волосы Самсона, дававшие ему силу явно не постыжали его головы.
Конечно, это нельзя считать повелением священникам растить волосы, но, как минимум, если Господь дает такое повеление, то длинные волосы на голове мужчины - не обязательно грех. Стоит также вспомнить обычай Ветхозаветней Церкви молиться с покрытой головой в то время как Апостол пишет: "Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову. (1Кор.11:4)"
Отчего же Апостол пишет Коринфянам такое повеление? Дело в том, что Коринф был самым развращенным городом в Римской империи, и по его обычаям длинные волосы носили там распутные мужчины. Поэтому запрет на ношение длинных волос имеет здесь сугубо локальный характер. 
Но откуда же у нас обычай носить священникам длинные волосы. Ведь на ранних иконах мы видим даже епископов с короткими стрижками?!  Длинные волосы в Византии были знаком высшей знати. После падения Империи, когда Вселенский патриарх стал носителем государственной власти, к нему перешли и символы этой власти: орлецы, скипетр, красный сапог, длинные волосы и т.д. Наши епископы вслед за патриархом усвоили эту моду, а в народном сознании стал ассоциироваться с назорейством и аскезой монашества. Поэтому, как нет запрета на ношение длинных волос, так нет и обязательного установления священникам отращивать.

Комментариев нет:

Отправить комментарий