понедельник, 15 октября 2012 г.

Исповедь


Исповедь. Что может быть привычнее? Мы привыкли, что исповедь - это на литургии, перед священником, а часто даже - просто рутинная подготовка к причастию. Но что же на самом деле такое - исповедь? Почему протестанты понимают её по другому, чем мы, и кто прав? Попробуем разобраться. 

 Еврейское слово "виддуй", как и греческое "омология" обозначают одно и то же: признание. И уже в Ветхом Завете Господь требует от человека исповеди для очищения от гехов: «мужчина или женщина, совершившие какой-либо грех… пусть исповедаются в грехе своём» (Чис.5:6, 7) Собственно в любом жертвоприношении за грех необходимо было прежде исповедовать грехи. Исповедь эта проходила в присутствии священников: "Если кто виновен в чем-нибудь из сих, и исповедается, в чем он согрешил, то пусть принесет Господу за грех свой, которым он согрешил, жертву повинности из мелкого скота, овцу или козу, за грех, и очистит его священник от греха его."(Лев.5:4-6) Бывало, что исповедь принимали пророки: Давид пишет "Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: `исповедаю Господу преступления мои', и Ты снял с меня вину греха моего." (Пс.31:5) прочитаем как это было: "И сказал Давид Нафану: согрешил я пред Господом. И сказал Нафан Давиду: и Господь снял [с тебя] грех твой; ты не умрешь" (2Цар.12:13) или вот еще пророк принимает исповедь: "и крестились от него (Иоанна Крестителя) в Иордане, исповедуя грехи свои." (Матф.3:6)
Случается мы в Писании замечаем примеры исповеди и напрямую к Богу: Левит 16:21, Ездра 10 гл,  Неемия 1 гл, Даниил 9 глава. Но это всегда исповедание священника или власть имущего грехов народа, причем даже грехов предков! Из чего мы заключаем, что практика Православной церкви в исповеди священнику или старцу (пророку) глубоко укоренена в Св. Писании.
Но что же из себя представляла исповедь в Ветхом Завете? Она могла быть короткой как у царя Давида, либо пространной, как у Даниила или у народа во времена Неемии: "И стояли на своем месте, и четверть дня читали из книги закона Господа Бога своего, и четверть исповедывались и поклонялись Господу Богу своему." (Неем.9:3). И сопровождалась она разрыванием одежд, постом и плачем - внешними признаками покаяния в знак того, что исповедь неотделима от покаяния! И прощение на исповеди человек получает не механически, а только в меру раскаяния.
Вот два похожих примера: Один пример покаяния Давида, когда Нафан обличил Его, а в другом Иисус Навин просит Ахана исповедовать грех свой, который уже и так открыт народу: "Тогда Иисус сказал Ахану: сын мой! воздай славу Господу, Богу Израилеву и сделай пред Ним исповедание и объяви мне, что ты сделал; не скрой от меня. В ответ Иисусу Ахан сказал: точно, я согрешил пред Господом Богом Израилевым и сделал то и то:" (Иис.Нав.7:19,20) Но конец у этих двоих совершенно разный. Давида Господь прощает, Ахана же казнят. Почему? По моему пониманию, дело всё-таки в покаянии. У Давида оно было, у Ахана - нет! Поэтому можно исповедовать крехи и уйти неочищенным!
На десерт дам несколько слов св. Иоанна Кронштадтского из книги "Моя жизнь во Христе:" 

"417. Когда сердце твое возмутится духом от страсти какой-либо и ты лишишься покоя, исполнишься смущения и с языка твоего будут слетать слова недовольства и вражды к ближним, не медли оставаться в этом пагубном для тебя состоянии, но тотчас преклони колена и исповедуй пред Духом Святым согрешение твое, сказав от всего сердца: оскорбил я Тебя, Душе Святый, духом страсти моей, духом злобы и непокорства Тебе..."


2 комментария:

  1. Я всегда был уверен, что необходимо исповедываться напрямую перед Богом. Есть же в вечерних молитвах "Исповедание грехов повседневное". А перед священником - это уже как итог какой-то проделанной покаянной работы. Ну и таинство - здесь уже Христос "невидимо стоит, приемля исповедание твое".

    ОтветитьУдалить
  2. Если принять во внимание, что Израиль 70 лет в Вавилоне не имел возможности храмового богослужения, то есть жертвоприношений и всего, что связано с этим, и при этом народ всё же получал очищение грехов по вере (Амос: "праведный верою жив будет"), то да. Я с тобой согласен.

    ОтветитьУдалить