среда, 31 октября 2012 г.

О достойном причащении

Неделю назад ко мне пришел один мой знакомый. В мае месяце я его крестил, предварительно проведя с ним беседу, и с тех пор он не появлялся. А тут на днях попросился в гости: есть, мол, вопросы. 

Приходит, мы садимся пить чай. Он рассказывает, что ходит в храм неподалеку от дома, но причащался только три раза. Я подумал, что в принципе три раза за полгода - не самый плохой вариант. Говорю, что ну хоть так. Он мне тогда заявляет, что, наверное, он больше не будет причащаться. Я спрашиваю почему. Он, мол, насмотрелся "Союза", его там запугали, что недостойным причащаться нельзя, а он - недостойный, так что ему, выходит, нельзя причащаться. Ну, я ему как мог объяснил. Он, вроде бы, понял, что причащаться необходимо. Потом мы еще часа два общались, и я подумал, надо же какую работу Господь за полгода произвел в этом человеке, потому что он здорово изменился. Однако проблема с которой он ко мне пришел - проблема распространенная. И по ней много уже писали. Но, кажется, не будет лишним написать еще разок.


Итак, откуда пошла практика отстранения самого себя от причастия? Если мы взглянем на церковь первых трех веков, мы увидим, что причащаются все те, кто остается на Причастие. А если кто-то не смог прийти, например, будучи рабом или в заключении и не располагая своим временем, таким причастие разносили дьяконы и дьякониссы. Причастие было правом человека на членство в церкви. И лишь те, кто нес церковное наказание отлучались от причастия на определенное время. Отлучение от причастия есть отлучение от церкви, по латыни excommunicato - отлучение от общения. Кающиеся стояли с оглашенными и покидали церковь после литургии оглашенных. 

Однако в IV в. когда в церковь хлынули потоки язычников по сути невоцерковленных, и нравы народа, и даже клириков начали стремительно падать, естественно епископы и пресвитеры, на это смотреть спокойно не могли. Поэтому и подчеркивается в то время постоянно долг христианина жить непорочно. С распространением же монашества планка "непорочности" резко начинает ползти вверх по сравнению с Ветхозаветной. Если в Ветхом Завете чтобы быть святым нужно было лишь исполнять заповеди не убий, не укради, не прелюбодействуй, не лжесвидетельстуй, почитай отца и мать, и повеления о ритуальной чистоте, то есть быть святым по сравнению с языческими народами "Я Господь, Бог ваш, Который отделил вас от всех народов. Отличайте скот чистый от нечистого и птицу чистую от нечистой и не оскверняйте душ ваших скотом и птицею и всем пресмыкающимся по земле, что отличил Я, как нечистое. Будьте предо Мною святы, ибо Я свят Господь [Бог ваш], и Я отделил вас от народов, чтобы вы были Мои. (Лев.20:24-26)", то в монашеском осмыслении всё сложнее. Это новое осмысление, более приближенно к пониманию Божественной святости, перед которой святостью даже ангелы не могут находиться от своего несовершенства. Однако нужно помнить, что первые причастники, т.е. первые христиане, были людьми с Ветхозаветными  требованиями к человеческой святости. Поэтому и существует такое понятие как "грех к смерти и грех не к смерти" 1Инн5:16.

Далее, на чем основывается запугивание причастием? На мой взгляд (и не только на мой) - на неправильном понимании текста ап. Павла 1Кор11:20-30. В этом отрывке Св. Писания Павел ругает Коринфян за неправильное совершение таинства Евхаристии.  Рассмотрим этот текст:

20 Далее, вы собираетесь, так, что это не значит вкушать вечерю Господню; Апостол вслед за Господом придает решающее значение единству на Вечере Господней. Как мнокие причащаются одного хлеба также они этим становятся одним целым: Телом Христовым. А разделения не совместимы с заповедью христианской любви. 21 ибо всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается. Дело в том что из-за огромной социальной пропасти между богатыми христианами и нищими происходит разделение Тела Христова. Причастие в древности всегда предварялось Агапой - вечерей любви. Агапа собственно и была Вечерей Господней и завершалась она Причастием. Только в 391г на Карфагенском соборе она была отделена от Причастия. На Агапу каждый приносил свои продукты. Поэтому немногие богачи приносили много, а бедняки не имели возможности принести. Поэтому состоятельные люди старались побыстрее съесть то, что сами принесли, чтобы не делить это на многих.  22 Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих? Что сказать вам? похвалить ли вас за это? Не похвалю. (то есть это - уже не агапа, не Веверя Господня, если вы приходите только чтобы поесть, это и дома можно )  23 Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб 24 и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Воспоминание здесь действительно осуществляет воспоминаемое. 25 Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Т.е. каждый раз мы причащаемся Нового Завета 26 Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.27 Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Апостол пишет здесь не о тех, кто приходит, будучи недостойным. Все молитвы перед причастием говорят нам о том, что мы не достойны. "Никтоже достоин от связавшихся плотскими похотьми и сластьми приходити или приближитися или служити Тебе, яко служити Тебе недостойно и самем небесным силам!" Причастие совершается не по достоинству, а по благодати. Здесь же говорится о тех, кто подобно коринфянам подходят недостойным образом, так, что это не значит вкушать Вечерю Господню. Если одни упиваются, другие голодают, а в то же время возвещается смерть Господня, то явно это происходит недостойно ! 
28 Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Нигде не написано "и таким образом либо ест, либо не ест," но написано "таким (то есть правильным) образим ест и пьет"!!!29 Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Вот в чем недостоинство! Во время причастия за своими мелкими отвлеченными мыслишками и страстишками человек забывает саму суть таинства!30 Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает.(1Кор.11:20-30)

Вывод. Никто не достоин, но все верные имеют по благодати право причащаться. Но только должным образом, со страхом Божиим и верою. "А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, (Иоан.1:12)"


1 комментарий:

  1. Спасибо. Интересно про причастие. Хотя пока ни умом, ни сердцем не понимаю, как можно "есть плоть" и "пить кровь".. Даже если они Его.
    Денис.

    ОтветитьУдалить