понедельник, 5 ноября 2012 г.

Дом Отца - не дом торговли.



Продолжаю рассматривать спорные вопросы с кружка. Сегодняшний вопрос будет о торговле в храмах. Отрывок Св.Писания, который мы сейчас прочтем - одно из любимых мест протестантов, когда речь заходит об истинности Православной Церкви! Правда, еще нужно подумать: за или против Церкви свидетельствуют эти слова.

"Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, [также] и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли." (Иоан.2:13-16)

Протестанты обычно говорят: "Вот, в храме евреи развели торговлю, и вы, православные, у себя в храмах разводите торговлю. Мол, у нас - Дом Молитвы, а у вас - дом торговли!" И некоторые православные начинают оправдываться, что есть причины, что это не то имеется в виду, а, бывает, и вообще переходят на личности: "Мол, вам, сектантам, Америка платит, а мы тут бедные и несчастные, и т.д., и т.п." И это не хорошо!..


Я же не собираясь оправдываться. Действительно, бывают такие храмы, где батюшки почти об одном и думают, как бы продать побольше в лавочке. И правда, сребролюбие - самый распространенный поповский грех. Он же, по слову Писания, - корень всех зол. Но, всё же, обратим внимание на пару моментов из текста.
1. Не смотря на беззакония первосвященников, и то бесчинство, которое имело место в Храме (и скинии свидения) времен Ветхого Завета, Христос не отвергает самого Храма и законной иерархии! И Павел признает первосвященника законным, хотя и зовет его "стеной побеленной", не зная, впрочем, что он - первосвященник (Деян23:2-5)! И Христос не плюет на Храм, но берет плеть и очищает его. Он не говорит, что вот, нестяжательные сектанты самаряне - вот, они молодцы. Приносят жертвы на горах и не имеют порочной иерархии. Нет! Христос продолжает работать именно с официальной Божьей Церковью того времени. И после Пятидесятницы ученики до самого разрушения храма пребывали в нем. И Иаков, брат Господень был в большом почете даже у евреев нехристиан до самой своей мученической кончины.
2. Даже протестантский толкователь Библии Баркли не осуждает ростовщиков за продажу в Храме, а только за грабительство народа: "Паломники прибывали в Иерусалим со всех концов света и привозили самые разнообразные монеты, и потому во дворах Храма сидели меновщики денег. Если бы они работали честно, то это было бы нужное и хорошее дело, но они брали комиссионные в размере..." - говорит он. Зачем же предъявлять эти претензии к нам? Я напомню, что пользуясь монополизмом храма меновщики и торговцы брали баснословные проценты, а больше ни в каком другом месте поменять обычные деньги на священные сикли было нельзя. Кроме того комиссия по оценке качества приносимых жертв браковала всех  животных, купленных не в храме. А в храме те же голуби были в 10 раз дороже, чем на базаре! То есть миновать храмовых спекулянтов, чтобы принять участие в богослужении было невозможно. В наших же церквях, как исповедь, так и причастие - вещи абсолютно бесплатные, а свечи - необязательные.

В заключение хочется напомнить слова еврея Абрама из новеллы Бокаччо: "Говорю тебе так потому, что, если мои наблюдения верны, я не видел там ни в одном клирике ни святости, ни благочестия, ни добрых дел, ни образца для жизни или чего другого, а любострастие, обжорство, любостяжание, обман, зависть, гордыня и тому подобные и худшие пороки (если может быть что-либо хуже этого) показались мне в такой чести у всех, что Рим представился мне местом скорее дьявольских, чем божьих начинаний. Насколько я понимаю, ваш пастырь, а следовательно, и все остальные со всяким тщанием, измышлением и ухищрением стараются обратить в ничто и изгнать из мира христианскую религию, тогда как они должны были бы быть ее основой и опорой. И так как я вижу, что выходит не то, к чему они стремятся, а что ваша религия непрестанно ширится, являясь все в большем блеске и славе, то мне становится ясно, что дух святой составляет ее основу и опору, как религии более истинной и святой, чем всякая другая. А потому я, твердо упорствовавший твоим увещаниям и не желавший сделаться христианином, теперь говорю откровенно, что ничто не остановит меня от принятия христианства. Итак, идем в церковь и там, следуя обрядам вашей святой веры, окрести меня"

Конечно, у наших клириков теперь не столько пороков, сколько у католиков в средние века, но если и попадается какой деятель, на него сразу направлены все объективы, имеющиеся у средств массовой информации. Жаль, что положительная жизнь церкви не удостаивается и тысячной доли того внимания! 

Комментариев нет:

Отправить комментарий