вторник, 18 сентября 2012 г.

О разнице в благочестии (продолжение статьи и миссионерском кризисе)

Несколько лет назад слушал лекцию то ли Кураева, то ли Осипова о Католицизме.  Там говорилось, что даже если бы Католики отказались от папства, всё равно разница в благочестии между ними и нами уже настолько велика, что объединение уже представляется просто невозможным. Тогда я эту мысль воспринял как аксиому, сегодня же позволяю себе с этим не согласиться. 

На самом деле опыт православного благочестия в наше время очень различается от прихода к приходу даже  в одном и том же городе. Например, у нас в одном большом храме до сих пор учат, что причашаться нужно 4 раза в год, а священники и сейчас во многих храмах не могут причаститься если не служат. А служат одну неделю их 6-ти, вот и ходят без причастия по месяцу и больше. Еще пример: из одного храма выгонят за брюки, в другом даже не заметят, что женщина одета "не по форме". Кстати нигде в Писании нет запрета на брюки для женщин. Есть запрет на ношение мужской одежды, что связано не с покроем а с запахом (половыми извращениями), ибо брючный покрой в то время на Бибейском Востоке известен не был, и все одежды выглядели как платья.

Список различий можно продолжать. Это и литургические расхождения, и требования по отношению к лаикам (прихожанам). Это отношение к чтению Св. Писания и т.д. и т.п. Меняется благочестие, меняется само Церковное предание. Для того чтобы зафиксировать истинное Св. Предание даже установлен канон внутри него: это Правила апостольские, Постановления семи Вселенских и десяти поместных соборов и несколько канонических святоотеческих писаний, утвержденных опять же на соборах.

Изменчивость предания и благочестия лучше всего для нас заметно по Западной Церкви (а для них по нам). Ведь и Католики к моменту раскола в 862 году накопили множество искажений предания. Это был и пост в субботу, и принятие только 50-ти из 85-ти Правил Апостольских, и множество других искажений. Уже на Халкидонском Соборе примат папства блистал во всей своей "красоте"! И знаменитое фолиокве несколько веков было в употреблении у Западных, прежде чем мы заметили! Причем Римская Церковь была полноправной Церковью! Столпом и утверждением истины! Однако это не спасло её Предание от изменения.

Очень хорошо изменчивость благочестия видна если посмотреть фильмы о других поместных церквях. Например в фильме про благодатный огонь мы видим арабов, которые скачут и орут в ожидании огня. Для нас это выглядит бесовски. Но когда благочестивые наши монахи их выгнали из храма, огонь не сошел! В африканских православных приходах Кении верующие вместе с епископом на литургии танцуют под барабаны, и причашаются раздельным образом, причем Тело им дается прямо в руки. И до четвертого века все так причащались! Более того, причастие давалось людям домой для самостоятельного причащения. У католиков этот обычай сохранялся до 11-го века!

Для более пространного изложения изменчивости благочестия здесь нет ни времени ни нужды, потому что, я думаю, картина и так ясна. Кому хочется узнать больше - можно почитать историю. Далее мы будем рассматривать как эти изменения отразились на миссионерстве.

Комментариев нет:

Отправить комментарий